Арсен Крестоносец » 27 дек 2008 14:28
Пакистан никогда не будет проводить массированную антитеррорестическую операцию, лишь потому что часть их ВС и духовных лидеров, по сути ничем не отличаются от тех с кем им надо бороться.
Отсюда и двойные стандарты.
В 90- х годах ещё Пакистан использовали как плацдарм дл переброски афганских моджахедов Азербайджан, для войны в Нагорном Карабахе.
Я считаю что сие досье должно быть так же внесено в базу данных "агентуры", после рассмотрения и одобрения администрации.
Примерно 1.5 тыс. афганских ветеранов прибыли в Азербайджан в сентябре 1993 года. Чеченцы также сотрудничали с другими мусульманами из бывшего СССР. В частности, чеченские моджахеды закупали ракеты не только для себя, но и для своих партнеров в Азербайджане и сыграли ключевую роль в захвате города Горадыз, находящегося к юго-востоку от Степанакерта, столицы Нагорно-Карабахской области. Летом 1994 года их число возросло до 2.5 тыс. После тяжелых потерь в боях с армянами, а именно с отрядом Жирайра Сефиляна (командира батальона особого назначения) афганская бригада была расформирована в 1994 году, однако многие из ее участников участвовали в других региональных конфликтах.
Полная версия -
После прихода к власти в 1993 году Гейдар Алиев начал привлекать афганских моджахедов и чеченских боевиков к войне против Нагорного Карабаха [1]. Это признавалось в том числе Москвой [2]. Так, директор службы внешней разведки РФ Е. Примаков упомянул об активизации афганских моджахедов в карабахской войне. Но почему-то добавил, что имеющиеся в распоряжении разведки "сообщения свидетельствуют больше о намерениях, чем о фактах участия в настоящее время" [3].
Трудно назвать это заявление иначе как лицемерным. Еще в ноябре 1993 г. Управление национальной безопасности НКР предоставило в Степанакерте многочисленные подтверждения участия афганских наемников в боевых действиях. Это были: списки отдельных подразделений по 100 чел. каждое, фото афганских боевиков, сделанные в учебном центре бывшей 104-й российской дивизии ВДВ в Гяндже (Кировабад), словари: азербайджанский – пушту и азербайджанский – дари, религиозная мусульманская литература и газеты из гг. Пешавар и Карачи (Пакистан), посылки, оружие и т.п. Всё это было захвачено армянскими силами в ходе боёв на южном участке карабахского фронта в Джебраильском и Физулинском р-нах [4]. И это только один из примеров, приводившихся в российских официальных и иностранных СМИ.
Между тем, по крайней мере с середины 1993 года и по май 1994-го Армия обороны НКР практически в одиночку боролась против международной террористической сети [5]. Известно, что в июле 1993 года Афганистан посетил замминистра внутренних дел АР Ровшан Джавадов [6], который имел встречи с премьер-министром страны, лидером партии "Хезб-и-Ислам" Хекматиаром (контролирующем, кстати, афганский наркобизнес) и генералом Рашидом Дустумом. В результате между Кабулом и Баку стала функционировать прямая воздушная связь, которая и обеспечивала азербайджанскую армию военным пополнением. Таким образом, говорить о простых наемниках в корне неправильно, так как вопрос этот решался на государственном уровне. Примечательно также, что именно из Афганистана перебрался в Карабах известный арабский наемник Хаттаб, который там и вступил в "перспективный контакт" как с боевиками Шамиля Басаева, так и впоследствии – с отрядами Конфедерации народов Кавказа (КНК). Экспертами отмечается, что никакая вербовка людей Хекматиара и их отправка в помощь Баку была тогда просто нереальной без спецслужб Пакистана, контролировавших ситуацию в пуштунском лагере Афганистана [7]. Интересно, что по информации американского журналиста Томаса Гольца, в процесс переброски афганских наемников в Азербайджан были вовлечены также американские военные [8].
Аналогичные процессы имели место и в случае с чеченскими боевиками – первые контакты между Абульфазом Эльчибеем и Джохаром Дудаевым датируются самым началом 90-х годов. По свидетельству Томаса де Ваала, Басаев находился в числе "защитников Шуши" накануне занятия этого стратегически важного города карабахскими формированиями в мае 1992 г. А вот как полковник Азер Рустамов вспоминает о боях в Карабахе летом 1992 года: "В этих боях неоценимую помощь нам оказали около сотни чеченских добровольцев во главе с Шамилем Басаевым и Салманом Радуевым. Но и они из-за больших потерь вынуждены были покинуть поле боя и уйти" [9]. Последний же чеченец в Карабахе был пленен 4 мая 1994 г. – за неделю до прекращения активных боевых действий. Сотрудничество тем не менее "успешно" продолжалось в ходе чеченского конфликта [10].
В работе А. фон Борке о движении "афганцев"-исламистов отмечается: "В боях с армянскими вооруженными силами "Афганская бригада" понесла тяжелые потери и была расформирована в 1994 г. Оставшиеся в живых ее бойцы были направлены на диверсионно-подрывную работу" [11]. Разумеется, они нашли свое применение и в Чечне, метастазы откуда, как показывают события 2005 г., пошли уже по всему Северному Кавказу. После окончания армяно-азербайджанского конфликта ряд афганских бойцов присоединился к чеченским моджахедам. В августе 1995 г. из 6 тыс. инсургентов, воевавших против российских войск в Чечне, 300 были "афганскими арабами" (выходцами из арабских стран, имевшими боевой опыт войны в Афганистане против советских войск). Опытные моджахеды из Боснии и Герцеговины и Азербайджана также присоединились к ним [12].
Таким образом, недооценка опасности данного явления российским руководством [13], а также недостаточное осознание геополитического единства Кавказа [14] привели к тому, что ровно через год Москва сама столкнулась с проявлениями международного терроризма уже на своей территории, в Чечне.
История, как представляется, не терпит сослагательных наклонений, но думается, если бы Россия в 1993 г. решительно поддержала карабахцев в их борьбе с международными террористами и бандитами, многих разрушительных последствий конфликта в Чечне можно было бы избежать. Скажем, тот же Басаев, чудом уцелевший в боях под Агдамом, и то лишь потому, что прикрывался азербайджанскими беженцами, получив хороший урок, больше в Карабах не совался [15].
Факты свидетельствуют, что именно на карабахском фронте прошли свою первичную апробацию на постсоветском пространстве основные формы террористических действий, которые позже ввиду безразличия и попустительства к ним России и международного сообщества в целом приобрели глобальный масштаб и более изощренные проявления. "Уже тогда (в 1993 г.) мы пытались поднять этот вопрос, однако так и не нашли соответствующего отклика со стороны международного сообщества, которое в то время еще не представляло опасности пробуждающегося терроризма", – справедливо заметил в 2001 г., после терактов в Нью-Йорке, министр иностранных дел НКР Ашот Гулян.
Именно непризнанные государства постсоветского пространства раньше других поняли всю опасность такого явления как международный терроризм и выработали эффективные методы его подавления. Это не теряет своей актуальности в связи с набирающим силу милитаристским психозом в Азербайджане. По крайней мере уже с 2000 г. неустанно тиражируется мысль о возможности урегулирования Карабахской проблемы военным путем, то есть, как показывает история, опять-таки с привлечением международного "террористического интернационала", связи с которым у Баку отнюдь не прервались. Характерно в этом смысле последнее интервью А. Масхадова, в котором он засвидетельствовал свое "глубокое почтение" к азербайджанскому народу: "Мы никогда не забудем доброту и теплоту, проявленную азербайджанцами в отношении чеченских беженцев... Мы считаем Азербайджан своим верным союзником, и можете быть уверены в том, что чеченцы сделают все для того, чтобы мир и спокойствие воцарились на прекрасной азербайджанской земле" [16].
Важно подчеркнуть, что данный процесс развивался и в настоящее время тоже протекает в условиях абсолютного безразличия к этому международных структур и некоторых государств, лицемерно выражающих озабоченность только в тех случаях, когда теракт происходит на их собственной территории[17]. С другой стороны, возобновление войны в Карабахе невозможно без самого активного участия сил, представляющих интересы международного терроризма.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Это отмечалось, например, в документе Исследовательской службы Конгресса США о деятельности террориста номер один Усамы бин Ладена и его организации "Аль-Каида" на территории Азербайджана. Более подробные сведения см.: Гайк Демоян. Карабахская драма: скрытые действия. Ереван, 2003.
[2] Представитель МИДа РФ в ноябре 1993 г. называл цифру 1500 афганских моджахедов, воюющих на стороне Баку. Реально их было гораздо больше.
[3] Л. Млечин. Азербайджанцы с помощью моджахедов наступают по всему фронту и ставят Москву в трудное положение. Известия 31 декабря 1993 г.
[4] Программа "Вести", РТР, 13 ноября 1993 г.
[5] Составными частями этой сети объективно были турецкие фирмы, поставлявшие азербайджанцам оружие европейского производства из арсеналов НАТО. Подробнее см.: И. Являнский. Откуда натовское оружие в Закавказье? Комсомольская правда, 3 октября 1996 г.
[6] Это подтверждается и азербайджанскими источниками. См. напр. С. Турьялай. Воины меняют профессию. Комсомольская правда, 20 февраля 1996 г.
[7] Александр Арсеньев. Тайные встречи Ильхама Алиева. Интернет-журнал "Новая Политика", 19 апреля 2005 г.
[8] Thomas Goltz, ‘Azerbaijan Diary: A Rogue Reporter's Adventures in an Oil-Rich, War-Torn, Post-Soviet Republic’, New York, 1998, pp. 270-279.
[9] Интервью азербайджанскому еженедельнику Obozrevatel.net от 7 и 14 января 2005 г.
[10] См. напр.: Джохар Дудаев: Искандер, нужны мины, Стингеры, минометы. Комсомольская правда, 10 февраля 1995 г.
[11] См: Арабо-мусульманский мир на пороге XXI века. Реферативный сборник. М. 1999, стр. 63; также Г. Демоян. Указ. работа.
[12] "Аль-Каида" на Кавказе. Справка агентства Washington ProFile. Цит. по: Голос Армении, 23 июля 2002 г.
[13] Некоторые армянские авторы говорят даже о попустительстве российских официальных лиц в 1993 г. данным явлениям, поскольку Гейдар Алиев в тот период начал активно заигрывать с Москвой и ввел свою страну в СНГ. Косвенным подтверждением этому может служить антиармянская истерия, развернувшаяся в официальных российских СМИ после загадочного обстрела российской посреднической миссии на армяно-азербайджанской границе. Козырев тогда угрожал послать канонерки к армянским горам. Российскими военкоматами также активно велась вербовка наемников в азербайджанскую армию, о чем сообщало и российское телевидение (например, программа "Вести", 22.02.1994). Более подробно см. например, Александр Григорян. Возможно ли скорое урегулирование нагорно-карабахского конфликта? 22 августа 2000 г.; Арсен Мелик-Шахназаров. Репортаж по радио "Свобода" 1 декабря 1993 г. и др.
[14] Проще говоря, с гор Муровдага на севере Карабаха в ясную погоду видны горы Чечни
[15] Бывший начальник штаба Армии обороны НКР генерал-лейтенант Анатолий Зиневич вспоминает: "У меня были радиоперехваты переговоров Басаева, в которых он буквально умолял выслать подмогу. Потом Басаев признался, что в Карабахе воевать нецелесообразно: азербайджанцы не умеют, армян не победить. Если бы мы тогда знали, какую трагическую роль он сыграет в истории России, то плюнули бы на все эти коридоры и накрыли бы его группу". Подробнее см.: Чеченцы не могут забыть свой позор. Общая газета, 1999, № 43. Сам бандит в интервью бакинской телекомпании ANS 14 июля 2000 года оправдывался: "Честно говоря, я сам вывел своих моджахедов из Азербайджана. Мы пришли туда (в Карабах) не для грабежа, а для джихада".
[16] См. Реальный Азербайджан, 13 мая 2005 г. № 5.
[17] Например, Р. Эрдоган выступает с громкими заявлениями после терактов в г. Кушадасы. Между тем, турецкая националистическая группировка "Боз Гурд", действующая в тесном союзе со спецслужбами этой страны, является, по сути, частью мировой террористической сети. См. напр. А. Сафонов. Терроризм в кавказском регионе. Независимое военное обозрение. 1998. № 1.