http://yavolod.livejournal.com/Владимир Авдеев
Антропосоциология Жоржа Ваше де Лапужа
К году Франции в России
«Арийская проблема является комплексной,
но уже по своему содержанию –
это прежде всего историческая проблема».
Б. Г. Гафуров, советский историк
Споры вокруг имени этой личности не утихают уже более ста лет. Одни считают его пионером и первооткрывателем новых областей знания, находящихся на стыке биологических и социальных наук, другие – чуть ли не прародителем многих идеологических злоупотреблений ХХ века. Но вся парадоксальность ситуации заключается в том, что основная книга «Ариец и его социальная роль» французского антрополога, социолога, философа Жоржа Ваше де Лапужа, Georges Vacher de Lapouge (1854-1936), была опубликована во Франции в 1899 году тиражом всего в 1000 экземпляров один единственный раз, никогда впоследствии не переиздаваясь и не переводясь на иностранные языки. Поэтому все радикальные мнения о творчестве академического ученого были сформированы исключительно на второстепенных критических работах и искаженных цитатах, произвольно выдернутых из текста. Следовательно первая публикация на русском языке главного труда Жоржа Ваше де Лапужа поможет избавиться от ненужных политических мифов и позволит каждому читателю составить собственное мнение об идеологической направленности и научной ценности данного сочинения.
Теперь обратимся к биографии ученого.
I.
Маркиз Жорж Ваше де Лапуж родился в г. Невилле-де-Пуату (департамент Вьенна) 12 декабря 1854 года в семье католиков. Крещение состоялось 13 января 1855 г. Когда Жоржу исполнилось двенадцать, он потерял отца, и его воспитанием и образованием занималась мать. В октябре 1866 года Жорж становится учеником Колледжа иезуитов в Пуатье, затем поступает в лицей (1868-1872), где впервые знакомится с сочинениями Герберта Спенсера и Чарльза Дарвина, каковые и заложили фундамент его будущего мировоззрения. 29 ноября 1877 года студент-юрист был удостоен золотой медали за 750-страничное исследование «О признании права на наследство», а в 1879 получил степень доктора права. Позднее в своей диссертации «Теория наследования в обобщенном праве» он писал, что данное исследование открывало новое направление.
В это же время он начал карьеру государственного чиновника, устроившись на работу в магистратуру и прокуратуру. Однако исполнение обязанностей государственного чиновника не помешало ему повышать свой уровень образования в области естественных наук. Лапуж начинает плодотворно переписываться с живым классиком французской антропологии Полем Топинаром (1830-1911). На этом фоне впервые про-являются и общественно-политические взгляды Жоржа Ваше де Лапужа, которые выражаются в пропаганде республиканских идей в совокупности с теорией эволюции. Он был искренне обеспокоен общим низким уровнем образования, представляя существующую систему как «разбазаривание интеллектуальных богатств». Так Лапуж впервые начинает пропагандировать идеи «теории элит», став руководителем кружка «Лиги образования». 6 февраля 1881 года он прочитал свою первую лекцию на тему «О роли образования у свободных народов». Движимый благородным порывом просвещения самых широких масс французов, Лапуж писал по этому поводу: «Формировать гражданское сознание в стране, которая начинает познавать свободу, - смелое дело огромного масштаба. Надо снова браться за национальное образование с самых основ! Нужно изменить характер целого народа! Ибо все должны знать, что обучение в условиях демократии – совсем иное дело, чем в условиях несвободы. Просвещение и свобода – два навеки связанных понятия. Повсюду, где нет свободы, нет и подлинного народного просвещения. Когда рождается одна, то рождается и другое, когда развивается одна, то развивается и другое. Свобода не может поддерживаться и процветать без просвещения. Вот почему мы не боимся говорить, что национальное воспитание должно отныне поставить себе цель просвещать массы настолько полно, насколько это возможно по всем вопросам, знание которых полезно для прогресса, и этот главный пункт предопределяет долг каждого демократического правительства. Роль образования у свободных народов не должна быть сведена лишь к тому, чтобы позволить гражданам сознательно выполнять их гражданские обязанности. Эта роль заключается также и в том, чтобы позволить всем, кто обладает талантом, развить и использовать его на общее благо. Мы тщательно роемся в наших железорудных и угольных шахтах, но употребляем ли мы все свое рвение, чтобы открыть и использовать интеллектуальные богатства, бесполезно пропадающие в нижних слоях общества».
Итак, нет сомнений в том, что с самого начала деятельности Лапуж мыслил гуманистическими категориями демократии, а следовательно записывать его в стан «дремучих реакционеров», как это до сих пор принято в наших энциклопедических словарях, некорректно. Он искренне всем сердцем любил Францию, причем безо всякого налета пошлого и болезненного национализма, который пышным цветом цвел в среде французских интеллектуалов, испытавших душевную травму после поражения Франции во франко-прусской войне. Лапуж явственно ощущал свою общественную полезность, работая сначала заместителем прокурора, а затем прокурором. Но таланты ученого рано или поздно должны были вызвать отвращение к скучной и однообразной рутине государственной деятельности, и в 1883 году он подал в отставку. Некоторое время Лапуж перебивался частными уроками, а в 1884 году подавал заявку на должность преподавателя, но не прошел по конкурсу.
В 1883 году он женился и, чтобы хоть как-то содержать семью, устроился на должность библиотекаря в г. Монпелье. Но его истинные интересы лежали совсем в другой области.
<...>
Предисловие из книги: Жорж Ваше де Лапуж. Ариец и его социальная роль – М.: Кучково поле; Медиа-групп, 2014. – 384 с. ISBN 978-5-9950-0344-1
Полный текст предисловия
https://disk.yandex.ua/public/?hash=Yyn ... ncrnd=6479